История города Железнодорожный

Станция «Обираловка»

Когда-то на территории Руси были проложены только грунтовые дороги, по ним обычно передвигались на повозках, запряженных лошадьми. Самыми распространенными считались маршруты, пролегающие через Москву. Каждый день по ним двигались телеги с товарами, которые были востребованы в столице. В 1764-1776 годах вблизи торговых путей, в глуши леса появляется небольшое поселение.

В те времена на дорогах было небезопасно. Нередко торговцев грабили. Вроде бы и столица была всего в двадцати верстах, но далеко не всегда удавалось благополучно преодолеть это расстояние. Разбойники прятались в лесных чащах, оврагах и неожиданно нападали и отбирали все ценное имущество. После чего успешно скрывались. Причем зачастую грабителями являлись обычные крестьяне, живущие в близлежащих деревнях.

Очень удобным местом для налетов на торговцев оказалась Владимирская дорога, проходившая прямо через лесную опушку, а также не менее известная Носовихинская, проложенная через лес. В связи с частыми грабежами данную территорию стали все чаще именовать «Обираловкой». Через какое-то время и деревня получила аналогичное название. Почти полтора века данное имя употреблялось во множестве официальных бумаг.

Если обратиться к истории, то окажется, что деревня появилась благодаря графу Петру Румянцеву-Задунайскому. В конце XVIII века он приложил немало усилий в деле становления этого населенного пункта, переселив сюда ряд крестьянских дворов. Называться деревня стала Сергеевкой в честь его младшего сына. Но все же «народное» имя прижилось куда сильнее.

Документальные источники свидетельствуют о том, что поселение уже существовало в 1799 году, и даже есть небольшое описание этой маленькой деревни, где присутствует указание на наличие леса с дичью, песчаных пашен и получаемых с них небольших урожаев.

Проследив за обозначениями на географической карте Московского уезда, можно увидеть, что в 1800 году здесь стоит деревня Александровка Носовиха тож. Проходит совсем немного времени, и Александровка (Сергеевка) становится собственностью княжеского двора Голицыных. Это способствовало возвращению старых имен. В 1807 в церковной метрике поселение было обозначено как Абираево, а также Обираловка. И уже через 28 лет основательно устоялось двойное название – Сергиевка-Обираловка.

Справочник Московской губернии, датированный 1829 годом, позволяет судить о масштабности поселения: имелось 6 дворов с 23 крестьянами. В 1852 году другой документ, который рассказывал о поселениях Московской области, зафиксировал увеличение численности населения деревни: в тех же шести дворах проживало 56 человек, из них 35 женщин и 22 мужчины. По сведениям из отчета Богородской управы, к 1866 году тут находилось порядка 10 дворов с 25 крестьянами.

Однако вернемся немного назад. Самым переломным для деревни оказался 1861 год, когда вблизи неё осуществлялась прокладка железнодорожных путей. Теперь посреди густого леса располагалась станция «Обираловка», получившая свое имя от деревни. В 1866 году здесь возник колодезь, имеющий специальный ручной движок, с помощью которого обеспечивалась подача воды. Доходы у станции стали неуклонно расти и совсем скоро в два с половиной раза превысили расходы. Рядом со станицей возвели здание водокачки, появился поворотный круг, облегчающий управление составами. Через железнодорожную станцию за сутки проезжало до 25 человек, и лишь спустя почти четверть века пассажиропоток здесь вырос вдвое.

1877 год ознаменован новым витком в истории Обираловки. Деревня начинает рассматриваться в качестве поселка при железнодорожной станции. Повышается стратегическая значимость населенного пункта.

Станции присваивается IV класс, ведь здесь находится 4 стрелки, пассажирские и жилые строения, а одних только запасных путей оказалось не менее чем на 584 сажени.

Здание станции включало телеграф, комнаты с кассами, общий зал ожидания, а также специальные залы I и II класса. Интересно отметить, что в то время в зале ожидания можно было увидеть иконы, а церковнослужители нередко совершали здесь по выходным и праздничным дням молебны.

Товарный двор «Пакгауз» располагался непосредственно за железнодорожной станицей. Здесь же стояло здание почты. А в одном из помещений станции работала сберкасса.

Сошедшие с поезда люди обычно двигались по направлению к площади, где можно было арендовать карету с извозчиком — некий прообраз современной службы такси.

Первые 25 лет железнодорожные пути активно использовались для доставки кирпича в Москву. Стройматериал свозили на станцию с расположенных поблизости кирпичных заводов. Среди прочих грузов, транспортируемых со станции, достаточно часто встречались уголь, дрова, зерно и др. Об отправлении поезда извещал колокол. Параллельно его использовали с целью извещения людей о пожаре.

В 1912 году появилась искусственная подсветка на основе керосинокалильных фонарей. Руководство Московско-Нижегородской дороги старалось сделать все от себя зависящее, чтобы на станциях соблюдался порядок, а сотрудники всегда выглядели опрятно.

Мощный демографический скачок был отмечен в 1916 году – в поселке стало не меньше двухсот домов. За короткий срок здесь открыты: булочная, чайная и парикмахерская. С увеличением численности населения возникла необходимость в появлении винной лавки. Также стоит упомянуть магазинчик, где можно было купить папиросы, свечи и качественную бакалейную продукцию.

Рядом с прудом поселился подрядчик Максимов, который решил арендовать этот водоем. Он возвел здесь купальни, а с наступлением холодов сделал из пруда хороший каток, куда за определенную плату пускал всех желающих покататься.

В 1916 году в Обираловке случился сильный пожар, уничтоживший большое количество торговых лавок. После этого события местные жители решили на добровольческих началах создать пожарную дружину. Недалеко от пруда был построен пожарный сарай.

Для детей была лишь одна школа, где обучались три года.

В январе 1939 года Обираловка становится поселком городского типа, и уже спустя семь месяцев его название меняют на Железнодорожный. Такие же метаморфозы происходят и с названием станции. Чтобы добраться до Обираловки от Курского вокзала, приходилось проехать 11 остановочных платформ: станция была последней на пути следования дачных поездов.

О железнодорожной станции неоднократно упоминали в своих произведениях русские классики. Например, у Льва Толстого в этих местах трагически обрывается жизнь Анны Карениной.

Следует отметить, что сегодня в городе Железнодорожный есть улица Сергеевская, ведь именно в честь этого мужского имени была названа когда-то деревня.

Промышленность Железнодорожного

Город стремительно растет и развивается, в том числе и за счет Кучинского керамического завода, играющего значительную роль в экономике города. Благодаря ему появились такие архитектурные объекты, как Варшавский Дворец культуры и науки и Спорткомплекс в Лужниках. Немалую роль сыграл завод и в появлении Московского Дворца съездов.

Большой уровень доходов, солидный финансовый оборот строительной отрасли благоприятно сказываются на благосостоянии жителей Железнодорожного. Помимо керамического завода, положительное воздействие на экономику города оказывают и другие промышленные предприятия — хлопкопрядильная фабрика, НИИ стройкерамики, НИТИ им. Снегирева. Также в поселке функционирует несколько предприятий, производящих теплоизоляционные материалы, есть авторемонтные мастерские и завод по переработке древесины.

Вся хозяйственная деятельность вышеобозначенных предприятий способствует стабильному развитию экономики города. Ведь когда есть свои стройматериалы, то, следовательно, успешно осуществляется и строительство различного рода объектов; при наличии своего хлопка и текстильной фабрики всегда имеется большой выбор одежды и т. д. Ну и, наконец, работающие в полную силу заводы дают крупные налоговые отчисления в городской бюджет.

Однако не стоит забывать, что первоначальным толчком к успешному развитию населенного пункта послужило появление здесь железнодорожных путей. Именно благодаря им небольшое поселение быстро росло и развивалось, и сейчас его развитие идет достаточно успешно. По-прежнему депо и связанные с работой железной дороги предприятия являются главными финансовыми артериями города.

В Железнодорожном насчитывается 138 промышленных предприятий, которые требуют постоянной поддержки. В соответствии с существующими программами осуществляется модернизация промышленности города, регулируется производственная сфера, повышается эффективность и растет финансовая прибыль.

Сфера услуг

В городе Железнодорожный на достаточно высоком уровне находится сфера услуг, торговая отрасль и индустрия общественного питания. Обычно все задачи возлагаются на малые и средние предприятия. Муниципальные власти оказывают всяческую поддержку малому бизнесу. Общая цель — стабильность экономической жизни города.

Достопримечательности

Если вы думаете, что город славится лишь промышленностью, то глубоко ошибаетесь. Здесь немало объектов, достойных уважения. В первую очередь, это православные храмы. Наиболее значимым, но далеко не единственным в своем роде считается храм Преображения Господня. Он возведен в семнадцатом веке, а спустя три столетия был реконструирован. Церковь славится православными атрибутами, одними из которых являются колокола. Их здесь несколько. Самый тяжелый — «Гром» — весит более трехсот пятидесяти килограммов, самый легкий — около трехсот. По-своему интересен иконостас, сделанный из фарфора и покрытый позолотой.

Второй по величине храм города — Троицкая церковь. Он украшен лепниной, что полностью соответствует стилю классицизма, в котором он возведен. Фигурки ангелов, иконостас, расположенный в двух ярусах, колонны дополняют архитектурный облик.

Культурное и научно-техническое достояние города Железнодорожный

В Железнодорожном нередко останавливались такие известные личности, как Борис Пастернак и Владимир Лидин. Бывал здесь и С. Спасский. Литературные встречи проходили в Кучино. Андрей Белый организовывал здесь творческие диспуты писателей.

Важное для города значение имел аэродинамический институт, открытый в 1904 году. В научных лабораториях осуществлялись интересные геофизические исследования, проводилась работа в сфере астрономии, изучался вопрос путешествия к планетам нашей Солнечной системы.

В наши дни город Железнодорожный славится своей уникальной школой астрономии «Вега», которая стала достоянием его жителей и гордостью России. Здесь установлен большой телескоп-рефлектор.

Достопримечательности города тщательно оберегаются, выделяются деньги на их сохранение.

О городе

Всего в 20 километрах от Мещеры находится город Железнодорожный, вблизи протекают реки Судогда и Клязьма, Колыпья и Ока. Неподалеку находится и Москва-река. Природа Железнодорожного отличается изумительной красотой, здесь есть множество открытых водоемов, включая озера и реки, луга утопают в зелени, благодаря чистому воздуху дышится всегда легко и свободно. В хвойных лесах обитают лоси, зайцы и кабаны.

В настоящее время Железнодорожный успешно развивается по всем направлениям. Жители города чувствуют заботу со стороны властей, и их благосостояние постоянно улучшается. В результате нет ничего удивительного в том, что отмечается рост численности населения. Из самых разных регионов России прибывают сюда граждане на постоянное место жительства. Железнодорожный уже давно относится к чистейшей экозоне Подмосковья. Здесь активно возводятся новые дома.

Хорошо развитая инфраструктура также является весомым доводом в пользу проживания в Железнодорожном. Территория города поддерживается в чистоте, насчитывается большое количество благоустроенных зон. В целом же жизнь здесь обходится дешевле, чем в Москве. До столицы добраться несложно. Многие живут в Железнодорожном, а работают в мегаполисе.

Дорога к Железнодорожному

Город Железнодорожный занимает территорию в 2,3 гектара, здесь проживает около 125 тысяч человек. При этом он имеет хорошо развитую транспортную сеть. Доехать сюда несложно, причем не только на автотранспорте, но и по железной дороге — с Курского вокзала Москвы ходит электричка. А чтобы добираться на своей машине, надо лишь выехать на Носовихинское шоссе. Ходит по направлению к Железнодорожному и общественный транспорт — рейсовые автобусы и маршрутные такси.

Посетите Железнодорожный и посмотрите на все сами!

На сайте можно прочесть отзывы и оставить свое мнение, внести изменения в текст, если есть новая полезная информация.